Семинар+анкета



Семинар
«Проектные технологии в дополнительном образовании»
Цель: использование проектных технологий на занятиях в объединениях по интересам.
Задачи:
•изучить сбор фактического материала по условиям социализации обучающихся через проектную деятельность;
•выявить особенности использования проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования;
•проанализировать опыт работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие социализации обучающихся;
•разработать рекомендации для педагогов по применению проектных технологий в различных формах образовательной деятельности.
Содержание
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью образования сегодня является если не социальная зрелость воспитанников, то максимально возможная их социализация. Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации.
В результате изучения педагогического опыта в данном направлении обучающийся должен быть образованный, нравственный, коммуникативный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь и адаптироваться к быстро меняющимся условиям с использованием новых технологий, быть профессионально мобильным.

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания, где приоритетом становятся: развитие актуальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовность к самопознанию, самореализации. Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
Для успешной социализации необходимо учить детей вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.
Среди условий успешной социализации ребенка можно выделить:
•наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе;
•обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
•построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
При создании условий для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей большой потенциал имеют организации дополнительного образования детей. Образовательный процесс в организации дополнительного образования детей способствует возникновению такого взаимодействия и отношений обучающихся творческого объединения между собой и с педагогом. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяют заинтересовать ребят, а также сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив среду окружения и познакомившись с семьей, где воспитывается ребенок, педагог создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы. Использование проектных технологий на занятиях способствует успешной социализации детей.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребят - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Формированию у обучающихся проектных компетенций способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу, безусловно, относится метод проектов.
Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель, определенные стадии, четко определенные по времени и предполагаемый результат. Рассмотрим проектную деятельность с точки зрения технологии.
Задачами применения проектной деятельности являются:
•умение самостоятельно конструировать свои знания;
•развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;
•умение ориентироваться в информационном пространстве;
•развитие критического мышления.
В основе проекта стоит решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии. Проект предполагает не только осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.
В процессе работы над учебным проектом обучающиеся:
•учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации;
•видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
•распознавать структуру объекта и его новые функции;
•самостоятельно комбинировать известные способы деятельности;
•находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Привлекательность метода проектов обусловлена прагматической направленностью на результат. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Использование метода проектов позволяет на практике осуществить личностно ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях.
Организации дополнительного образования детей и молодёжи являются одним из элементов системы образования и на современном этапе развития образования, им отводится большая роль в формировании проектной компетенции обучающихся.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
•происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
•качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;
•вводятся элементы исследовательской деятельности;
•формируются личностные качества у обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды);
•происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества - способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Таким образом, мы видим, что организация дополнительного образования имеет большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности, которая способствует социализации обучающихся.
Анкета

«Технологии в дополнительном образовании»
Уважаемы педагоги!
Просим вас принять участие в данном анкетировании.

Ф.И.О._______________________________________________

1.Какие из образовательных технологий вам наиболее интересны:

a) Здоровьесберегающие технологии
b) Технологии проектной деятельности
c) Технологии исследовательской деятельности
d) Информационно-коммуникационные технологии
e) Личностно ориентированные технологии
f) Технология портфолио
g) Социоигровые технологии или др. (укажите).

2.Как часто вы используете образовательные технологии?
_________________________________________________________

3. По какому виду технологий вам необходима дополнительная информация?


4.По какой технологии вы бы смогли поделиться опытом?
________________________________________________________

5.Какие направления развития системы дополнительного образования на современном этапе вы считаете основными?
_________________________________________________________


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке ведения журнала планирования и учета работы объединений по интересам

Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования

Итоги итоги районного этапа III областного конкурса по астрономии «Укажи путь звездолету»