Памятка по программам
Памятка по разработке программы объединения по интересам
Лепельского районного центра детей и молодёжи.
Образовательная программа - совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективом или отдельным педагогом дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи соответствующего профиля, рекомендуется к утверждению научно-методическим советом, утверждается директором Лепельского районного центра детей и молодежи и согласовывается с начальником отдела по образованию Лепельского райисполкома.
Программа объединения по интересам представляет собой нормативную модель организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи и разрабатывается с учетом Кодекса Республики Беларусь об образовании, других нормативных правовых документов в сфере образования, достижений педагогической науки и практики.
Программа объединения по интересам определяет цель и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля; уровни их изучения; срок получения дополнительного образования; учебно-тематический план; время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин; виды занятий; рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации программы объединения по интересам.
Содержание программы должно быть ориентировано на:
− создание условий для интеллектуального и духовного развития, социального, культурного и профессионального самоопределения, саморазвития и творческой самореализации личности учащегося;
− укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
− воспитание у учащихся чувства любви к своей Родине, историческому и культурному наследию, активной жизненной позиции, готовности трудится на благо своей страны.
Разделы программы объединения по интересам
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка.
Пояснительная записка должна отражать общую характеристику программы объединения по интересам:
− отличительные особенности программы;
− актуальность, новизну и целесообразность;
− региональные особенности, социальный заказ участников образовательного процесса;
− возрастные особенности учащихся;
− специфику организации образовательного процесса в объединении по интересам данного профиля.
В пояснительной записке необходимо обозначить цель и задачи программы объединения по интересам. В типовой программе дополнительного образования детей и молодежи формулируется общая цель для всего профиля, а цель программы объединения по интересам должна отражать специфику конкретной программы в соответствии с образовательной областью и основным направлением объединения по интересам, быть конкретной и достижимой. Для формулировки цели лучше использовать существительные (например, создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.).
Задачи – это пути и способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании и развитии учащихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Формулировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной (например, развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.).
В пояснительной записке указывается объем и сроки освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, режим занятий – общее количество часов в год, количество часов и занятий в неделю, их периодичность и продолжительность. Общее количество часов может включать часы, предусмотренные на проведение индивидуальной работы и работы по подгруппам. В этом случае раскрывается обоснование необходимости данной работы.
Можно указать форму организации занятий (очные, очно-заочные, заочные, дистанционные и др.).
3. Учебно-тематический план.
В разделе «Учебно-тематический план» представляются учебно-тематические планы на весь период реализации программы объединения по интересам по годам обучения в форме таблиц, в которых обозначены разделы и темы программы объединения по интересам с определением количества отведенных на их изучение часов (рекомендуемое количество часов на изучение одной темы программы не более 30), с разбивкой на теоретические и практические часы. Процентное соотношение теории и практики определяется в соответствии с типовой программой данного профиля.
4. Содержание образовательной(ых) области(ей).
Раздел «Содержание образовательной области» составляется в соответствии с учебно-тематическими планами на каждый год обучения и содержит краткую аннотацию каждого раздела или темы программы (с учетом количества часов). Может состоять из теоретической и практической частей, в том числе, включать проведение разноуровневых конкурсов, экскурсий, походов, участие в массовых мероприятиях и т.д. Содержание образовательной области каждого года обучения оформляется отдельно.
5. Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленной цели и комплексу задач. Они могут быть представлены в форме приобретенных знаний, умений и навыков или сформированных компетенций в соответствии с профилем и образовательной областью программы объединения по интересам. Ожидаемые результаты каждого года обучения должны отличаться по содержанию
6. Формы подведения итогов реализации программы.
В данном разделе указываются формы подведения итогов образовательного процесса после каждого года освоения программы объединения по интересам. Формы выбираются в соответствии с образовательной областью и спецификой деятельности объединения по интересам.
7. Формы и методы реализации программы.
В разделе «Формы и методы реализации программы» необходимо: кратко описать основные способы, формы и методы работы с учащимися, которые планируется использовать при изучении разделов и тем программы; указать педагогические технологии, применяемые педагогом дополнительного образования при организации образовательного процесса в объединении по интересам.
8. Литература и информационные ресурсы.
Указываются литературные и информационные источники, используемые в процессе реализации программы объединения по интересам, которые оформляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Комментарии
Отправить комментарий