Рекомендации по поддержанию психологического комфорта на занятиях объединений по интересам
Благоприятный психологический климат на занятиях зависит от многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для педагога моменты:
Педагогу важно помнить, что психологический климат на занятии начинает создаваться вне занятия и до занятия.
Отношение обучающихся к педагогу – это важнейшая составляющая психологической атмосферы на занятии. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам обучающихся и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие педагога обучающимися и на их отношение к нему.
Педагог должен приходить к обучающимся с хорошим бодрым настроением.
Педагог должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
Педагогу вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на занятиях, педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов занятия является регулирование и коррекция поведения обучающихся, оценка их деятельности. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными обучающимися (например, с различным уровнем самооценки).
Если осуждение со стороны педагога неизбежно, оно должно соответствовать степени вины обучающегося.
Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С.Сухомлинский).
Психологический дискомфорт на занятии для педагога, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому педагогу важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходите в кабинет до начала занятия. Убедитесь, все ли готово к занятию. Стремитесь к организованному началу занятия.
Начинайте занятие энергично. Занятие ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп занятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на занятиях отвлечься.
Мотивируя оценку деятельности, скажите обучающемуся, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Обучающийся будет привыкать к тому, что указания педагога надо выполнять обязательно.
Заканчивайте занятие общей оценкой работы группы и отдельных обучающихся. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на занятии.
Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращайте занятие по расписанию.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Помните, что налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим обучающимся. С нарушителями, которых группа не поддерживает, легче справиться.
Не допускайте конфликтов с целой группой, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Комментарии
Отправить комментарий