Рекомендации по поддержанию психологического комфорта на занятиях объединений по интересам

Благоприятный психологический климат на занятиях зависит от многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для педагога моменты:

 

  • Педагогу важно помнить, что психологический климат на занятии начинает создаваться вне занятия и до занятия.

  • Отношение обучающихся к педагогу – это важнейшая составляющая психологической атмосферы на занятии. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам обучающихся и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие педагога обучающимися и на их отношение к нему.

  • Педагог должен приходить к обучающимся с хорошим бодрым настроением.

  • Педагог должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

  • Педагогу вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

  • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на занятиях, педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.

  • Одним из самых «взрывоопасных» этапов занятия является регулирование и коррекция поведения обучающихся, оценка их деятельности. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными обучающимися (например, с различным уровнем самооценки).

  • Если осуждение со стороны педагога неизбежно, оно должно соответствовать степени вины обучающегося.

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С.Сухомлинский).

  • Психологический дискомфорт на занятии для педагога, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому педагогу важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Приходите в кабинет до начала занятия. Убедитесь, все ли готово к занятию. Стремитесь к организованному началу занятия.

  • Начинайте занятие энергично. Занятие ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.

  • Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп занятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.

  • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на занятиях отвлечься.

  • Мотивируя оценку деятельности, скажите обучающемуся, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Обучающийся будет привыкать к тому, что указания педагога надо выполнять обязательно.

  • Заканчивайте занятие общей оценкой работы группы и отдельных обучающихся. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на занятии.

  • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращайте занятие по расписанию.

  • Удерживайтесь от излишних замечаний.

  • Помните, что налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим обучающимся. С нарушителями, которых группа не поддерживает, легче справиться.

  • Не допускайте конфликтов с целой группой, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке ведения журнала планирования и учета работы объединений по интересам

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи

Семинар-практикум